Про людей. По этическим соображениям имена изменены.
Лиля, Волгоград (Россия). Гражданкой РФ Лиля стала два года назад. До этого она проживала в ДНР и уехала оттуда в 2018 году. Деньги на переезд и на аренду квартиры собирала в инстаграме. После переезда, получения гражданства и трудоустройства продолжала периодически просить финансовой помощи. Сейчас Волгоград наводнили её соотечественники, беженцы с Донбасса. Лиля отказалась каким-либо образом участвовать в их судьбе и вообще как-то комментировать ситуацию, потому что она "далека от политики". В своём инстаграме Лиля снимает рецепты масленичных блинов и участвует в розыгрыше IPhone.
Анна, Москва (Россия). Анна - travel-журналист. Её заработок тесно связан с путешествиями и их трансляцией в социальных сетях. Поэтому Анна продолжает путешествовать по европейским странам, ходить в рестораны и позировать в брэндовой одежде на фоне моря. А чтобы случайно не нарваться на хейтеров, Анна начала вести инстаграм на английском языке.
Маша, Харьков (Украина). Маша блогер, у неё много подписчиков. Все годы ведения инстаграма она пропогандировала женственность, сосредоточенность на семье, детях и внутренней гармонии. Призывала свою аудиторию не засорять головы новостями и политикой, предоставив всё это мужчинам. 24-го февраля Маша вместе с мужем уехала из Харькова. Ей было страшно и больно, поэтому всю дорогу она требовала от своих российских подписчиц остановить солдат, остановить президента и не оставаться в стороне от происходящих событий. Вместо этого подписчицы слали ей слова поддержки с рыдающими человечками и продолжали постить тюльпаны и почки на деревьях, храня в душе мир и гармонию, как их и учили все эти годы. Маша приходила в ярость и отчаяние, банила всех подряд сочувствующих и грозила карой небесной. Но спустя всего лишь сутки после пересечения европейской границы Маша успокоилась и выложила в инстаграм цветы.
Таня, Красноярск (Россия). Таня думает, что верит в Бога. На самом деле, она верит в протоиререя Андрея Ткачева и с упоением слушает его проповеди. Следует им, правда, избирательно. Предпочитая не замечать призывов к мужьям "ломать баб об колено", а также запретов посещать врача в случае болезни, которые щедро раздаёт Ткачев. Зато проповедь про спецоперацию Таня послушала внимательно. Поэтому теперь считает своим долгом писать комментарии про "восимь лет" и стыдить тех, кто, по её мнению и мнению скандального протоиерея, не достойны называться русскими людьми. Делает она это, разумеется с нулевого аккаунта.
Ксения, Красноярск (Россия). Чуть больше года назад Ксения открыла туристическую фирму. Не являясь ни олигархом, ни дочерью богатых родителей, она всего достигала упорным добросовестным трудом. И люди были ей благодарны. Её стали рекомендовать в качестве специалиста блогеры и простые смертные. До крупного успеха оставалось совсем чуть-чуть. После 24 февраля туристический бизнес скатился в глубокую пропасть. Но Ксения не отчаялась и не озлобилась. Вместо этого она все силы бросила на то, чтобы помогать застрявшим за границей соотечественникам. Находить для них временное пристанище, деньги, пробивать места на гуманитарные рейсы, связываться с посольствами.
Влада, Кисуму (Кения). Влада русская, её муж украинец. Вот уже пять лет они трудятся на христианской миссии в Африке. Помогают местным ребятишкам с одеждой, едой, лекарствами. У них есть замечательный проект "Спонсорство ребенка", который позволяет детям пойти в школу, получить образование, а с ним и шанс вырваться из трущоб и нищеты. Но сейчас их проект под угрозой. Их спонсоры, в основном, русские и украинцы. И тем, и другим сейчас не до благотворительности. Да и курс доллара поменялся так сильно, что многим окажется не под силу продолжать оплачивать школьное обучение. А ещё из-за введённых банковских санкций у Влады с мужем нет возможности снять с карты ранее переведённые средства. Но даже в этих условиях они продолжают помогать, как могут и чем могут. И вместе молиться за мир.
У этих историй не будет вывода. Только факты, только наблюдения. Выводы делайте сами. Но не думайте, пожалуйста, что люди стали злее. Всегда такими были. Просто раньше инстаграма не было.